Маркетинг, как функция управления, реализуется во всех подразделениях компании, ориентированной на рынок (на потребителя). Степень участия отдела маркетинга (директора по маркетингу) в принятии решений по различным аспектам деятельности компании определяется двумя факторами:
- относительной компетентностью отдела маркетинга (директора по маркетингу) в области маркетинга и продаж, а также в связанных областях (персонал, финансы, поставки)
- уровнем маркетинговой направленности компании.
Степень участия директора по маркетингу в подготовке, согласовании и утверждении решений (компетенция директора по маркетингу) устанавливается нормативными документами. Компетенция директора по маркетингу при принятии нормативных документов устанавливается генеральным директором.
В настоящее время компетенция директора по маркетингу определена в следующих нормативных документах:
- Положение об отделе маркетинга
- Положение о ценообразовании
- Положение о порядке предоставления бонусных и накопительных скидок.
Ниже представлен перечень вопросов, в решении которых компетенция директора по маркетингу должна быть приоритетной. Это значит, что, как минимум, необходимо согласование с директором по маркетингу. Решение по указанным вопросам, при отсутствии согласия директора по маркетингу, могут приниматься только Генеральным директором. Утверждения решений директором по маркетингу в вопросах ценообразования, планирования ассортимента, рекламы и продвижения, управления персоналом ОМ, - является необходимым уровнем компетенции директора по маркетингу.
1. Решения по ценообразованию: (розница, оптовые и дилерские продажи)
- Установление ценовых коэффициентов (торговых наценок) на вновь вводимые позиции ассортимента (фабрики, линии)
- Коррекция цен для введенных ранее позиций ассортимента
- Специальные цены: на модели на экспозиции, коммерческое предложение для участия в тендерах, при распродаже (стоков, экспозиции)
- Установление размеров и условий предоставления бонусных и накопительных скидок (надбавок)
- Установление специальных скидок: при распродаже, для особых клиентов (с потенциалом долгосрочного сотрудничества, в том числе в иной области)
- Переоценка товарного запаса (изменение себестоимости)
- Установление (расчет) себестоимости (ввод измененных прайс-листов поставщика, скидок поставщика, затрат на транспортировку и таможенную очистку)
2. Решения по управлению ассортиментом
- Ввод и вывод позиций ассортимента (фабрик, линий)
- Перевод позиций из постоянного, во временной каталог и обратно
- Принятие от поставщика условий предоставления эксклюзивных прав на продукцию
- Управление товарным запасом (заказ продукции для продажи со склада)
- Поиск новых продуктов (новых поставщиков)
3. Экспозиция
- Определение перечня позиций ассортимента для экспозиции
- Принятие дизайн проекта экспозиции
- Определение перечня моделей, разрешенных (запрещенных) к продаже с экспозиции
4. Типовые условия контракта (розница, дилерские и оптовые продажи)
- Условия оплаты (процент предварительной оплаты, вид оплаты, период отсрочки)
- Условия доставки (срок доставки, стоимость доставки и сборки)
- Взаимные штрафные санкции
- Срок гарантии, условия гарантийного и послегарантийного обслуживания
5. Качество обслуживания клиентов
- Технология работы торговых залов и иных торговых подразделений, службы доставки и сборки
- Положение об оплате труда, иные методы мотивации торгового персонала, а также иного персонала прямо влияющего на качество обслуживания клиентов
6. Реклама и продвижение, маркетинговые исследования
- Медиа-план и другие планы мероприятий по рекламе и продвижению
- Программа маркетинговых исследований
- Заключение договоров со сторонними организациями
- Бюджет расходов отдела маркетинга, оплата счетов сторонним организациям
- Содержание и форма запросов на получение информации из базы данных, от других подразделений
7. Управление персоналом (сотрудники отдела маркетинга)
- Программы и планы обучения, командировок
- Тарифные ставки, премиальные и иных выплаты сотрудникам
- Мера и методы поощрения и наказания сотрудников
- График отпусков сотрудников ОМ
- Правила трудового распорядка для сотрудников ОМ
8. Организация и развитие
- Изменение в организационной структуре, изменение функций подразделений, схем взаимодействия
- Бизнес проекты: Каналы сбыта (новые торговые площади, различные типы посредников) и география распределения